Средовая система обучения Марии Монтессори. Свобода и ответственность.

 

TV5Философия средового метода Марии Монтессори основана на двух основных дихотомических понятиях: свобода и ответственность. Довольно часто люди склонны западать то в одну, то в другую крайность. Чаще всего свобода воспринимается, как анархия, полный беспорядок и отсутствие правил. Другая сторона – это крайний вариант ответственности: полная строгость, рамки и правила, табу и запреты, кнут или пряник.
В системе Монтессори мы видим иную точку зрения – баланс между свободой и ответственностью. Здесь они взаимозависимые компоненты. Чем младше ребенок, тем большее он имеет свободы, в противовес этому – уровень ответственности родителя возрастает. Задача родителей – обеспечить ребенку максимально безопасные и комфортные условия для свободы и гармоничного развития. С возрастом ребенок приобретает всё больше ответственности. Первые правила и первые «нельзя» малыш начинает усваивать к первому году жизни. В этом возрасте он начинает ползать, ходить, бегать. Родители знакомят ребенка с ограничениями реального физического мира. Однако правила должны устанавливаться родителями постепенно, одно за другим. Например, нельзя ходить на улицу без обуви или доставать мусор из мусорного ведра. С возрастом правил становится всё больше. Ребенок познает мир и взаимосвязи между предметами.
Первый уровень порядка – это дихотомия: плохо или хорошо, большой -маленький, горячий — холодный. Самое простое и бытовое правило, с которым сталкивается ребенок, – это еда. «Горячее. Нельзя! Дуй!» — говорим мы ребенку, когда он начинает кушать.
Следующий уровень связан с уже сформированным у ребенка умением устанавливать связи и видеть закономерности межу предметами. Вначале это построение рядов из простейших фигур и кубиков, затем пирамидка, для создания которой ребенку необходимо сортировать предметы по форме по цвету.
Alma_Almaty-ded_sad2Свобода и ответственность проявляют себя в правилах. С взрослением ребенка правила становятся всё более ясными и четкими. Далее рассмотрим основные «свободы» по Монтессори.
В детском саду Монтессори ребенок может выбирать себе место для занятий, то, что он будет делать, с кем-то из взрослых или сверстников или один. У детей есть возможность выбрать место, где они хотят заниматься: в здании или на улице. В Голландии одним из выпускников была построена Монтессори школа. Проект здания отличен тем, что школа имеет огромные длинные коридоры и лестницы. Преподавателями было замечено, что дети очень любят играть на ступеньках, в маленьких домиках на земле или под потолком. Поэтому среда в таких садах организуется особым образом, с учетом интересов и потребностей ребенка.
С взрослением ребенок усваивает и понятие «ответственность». Он начинает понимать, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Мы удовлетворяем свои потребности и учитываем потребности других, договариваемся, заботимся о себе и других. Ребенок постепенно осознает, что человек социальное существо, находящееся во взаимосвязи с другими. Человеку необходимо заботиться о себе, о другом человеке и об окружающей среде. Понятие об окружающей среде также расширяется. В годик основная среда для ребенка это дом, мама и папа. В два – три года – это еще и детский сад, сверстники и воспитатели. Территория заботы постепенно расширяется. С поступлением в школу ребенок понимает, что мы живем во вселенной, мы ответственны за свои слова и поступки. Ребенок понимает, что забота о себе — это и забота о другом. Оберегая своё здоровье, мы бережем и здоровье своих детей и внуков. Работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудники вели здоровый образ жизни, так как от этого напрямую зависит их успех.Человек создает смысл собственной жизни самостоятельно. У него нет заданной природой инстинктивной программы как у животного. В животном мире всё предсказуемо: пчелы собирают мед, лошади на лугу пасутся, а коровы дают молоко. В человеческом мире нет предсказуемых вещей. Взрослый сам выбирает свою профессию и смысл жизни, которую он проживает. У человека есть особая ответственность. У него есть разум, благодаря которому он может влиять на окружающую среду. Люди научились разжигать огонь, обрабатывать железо, строить заводы, запускать ракеты. Ребенок должен понимать, что человек несет ответственность, потому что у него есть выбор. А выбор и ответственность взаимосвязаны. Поэтому у человека есть ответственность за свои действия и реакции.

 

Leave a comment

  • Наш адрес:

  • Контакты

    Тел.: 8-701-824-1933
    E-mail info@alma-sadik.kz

  • Август 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июл    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
  • Яндекс.Метрика